воскресенье, 1 июля 2007 г.

Кубок на приз министра обороны

Первый вопрос касательно IPT. Вспоминая прогнозы — твои и других профи — насчет выступления снукеристов... Они были довольно скептические. А так получилось, что многие сыграли очень даже неплохо, в первую очередь Квинтен Ханн.

Ханн уже в снукер давно не играет... И еще в 97 году он играл в чемпионате мира по пулу. И он очень способный, будет очень хорошо играть. Сейчас ему разбоя разве что не хватает. Но все тренируют этот элемент, подтягиваются.

А что за британские игроки? Бойес, Хилл?

Да. Карл Бойес даже очень хорош. Эплтон, с которым я играл за выход в шестерку — самый сильный. В английский-то бильярд они играют. Но в шестерку никогда никто не попадал. Хотя могут — как игра пойдет.

А у тебя очень хорошая статистика была, как видно. 34-35% партий с кия.

Да, хорошо сыграл. В классной форме подошел. Специально перестраивал игру под «Восьмерку», тренировался, хотя и недостаточно. Разбой тренирую — один из самых важных элементов, у меня он недостаточно наработанный. Но сейчас по-моему правила в IPT меняются, станет больше отыгрышей. Будет так, что шар, забитый с разбоя, определяет группу, которой ты играешь. Это значительно усложняет «Восьмерку».

В пресс-центре во время турнира цитировали твои слова, где ты упомянул, что успешность разбоя около 35%.

Да, моя статистика. Неважная.

А насколько усложняет этот элемент ограничение на зону разбоя — break box?

Очень сильно. С борта разбивать значительно легче.

Да и в общем IPT — изматывающий турнир...

Да, устаешь колоссально, в последний день я просто не мог играть, усталость накапливается. Представь: встаешь в 8 утра — и до 10 вечера играешь. Пять дней подряд. Такого у меня ни разу в жизни еще не было.

Не зря перед турнирами писали, что многим игрокам придется стать настоящими профессионалами в том, что касается и поддержания физической формы.

Так оно и есть. Очень важен комплексный подход.

А что ты думаешь о таком показателе, как процент побед — сквозной, учитывается на протяжении всего турнира?

Система в целом недоработана. На ранних этапах, когда играли, например, два филиппинца, можно было подозревать их в договорных матчах. Когда вводятся дополнительные показатели и можно пройти «по очкам» время от времени возникают ситуации, когда тот, кто вроде бы не должен выигрывать — выигрывает, обходит тебя... И в таком случае сложно удержаться от мысли, что тебя «продали». Может получиться и так, что одному по ходу турнира попадались соперники легче, и он обыгрывал их более уверенно, и обходит на какой-то стадии игрока, пробившегося в ту же группу в тяжелой борьбе — за счет такой статистики. Хотя у того была сетка тяжелее. Так бывает.

В целом более справедливой я считаю стандартную сетку «до двух поражений» — верхняя, нижняя — и длинный сет. Но ни организаторы, ни телевидение к этому не готовы, ведь в таком формате турнир будет занимать дней десять минимум.

Я помню, все еще были удивлены твоему проигрышу Марлону Манало в матче, где ты собрал четыре партии с кия.

Да, я там всего одну ошибку допустил. Хватило. Устал уже очень, даже сил радоваться хорошей игре не было. В космос улетел.

Еще, говорят, у тебя очень интересная была встреча с Эфреном Рейсом, где ты уступил 7-8. Вроде он там какой-то чумовой совершенно дуплет забил.

Поначалу я очень хорошо играл, но потом что-то не то стало получаться. А в решающий момент поторопился. И не то чтобы ему повезло — действительно сложный шар забил. Эфрен ошибся по выходу, и видел из-за восьмерки только-только половинку своего последнего шара — как раз, чтобы хватило дуплетом сыграть. Ну а в последней партии я сам ошибся. Мандраж взял за руку — раз в два года такое бывает — и я сильно сыграл элементарный шар, закусило...

Надо еще суметь было! Лузы, конечно, в IPT строгие, но новое сукно очень скользкое, и в итоге столы получились весьма приемистые. На таком сукне можно бы еще на сантиметр лузы заузить — и все профессионалы выступают за это. Была бы гораздо интересней игра, не складывали бы столько с кия: по пять-шесть. В Рино чуть построже получилось, потому что в IPT после Лас-Вегаса не меняли сукно, а там еще и влажность больше. Интересно, что IPT весь сезон хочет на одном сукне отыграть. Специально.

Может, лузы и заузят — Кевин, как правило, прислушивается к игрокам. Ему Майк Сигель и Дино Эндрюс подсказывают технические моменты.

Читал про какой-то жесткий дресс-код в Рино...

Да, все игроки должны быть в костюмах. Я считаю, что это правильно: в шортах Зрелище не создашь, все должно выглядеть красиво. Штрафы ввели: без костюма — минус 1000-2000 от выигрыша сразу.

А из коммерческих игр в Штатах тебе что в этот раз больше запомнилось?

На U.S. Open с Клиффом Джойнером «В одну лузу» играли, он мне фору 9-7 давал. Два сета до пяти побед по 1,5 тысячи каждый. С его игрой я ему мог 9-7 дать. Выиграл оба легко — заняло это часа 2-2,5. А я очень хорошо играл, очень — борта, каблуки, все забивал. Он отъехал просто, не ожидал такого. Перед самым отъездом со Скоттом Фростом играл, он мне давал 8-7, но я уже спешил на самолет — пару партий слил и бросил.

Ходили слухи, что Трюдо не со всеми расплатился.

Неделю уже. Какие-то проблемы с продажей бизнеса сингапурцу Хо, то ли с банковским переводом. Но сейчас вроде уже все нормально. Прислали уведомление, через неделю получить. И насчет следующего турнира в Чикаго обещали, что будет лучшая организация, лучший турнир — все. Я своим выступлением обеспечил себе место в заключительном King of the Hill. Надо быть среди 40 лучших, а я сейчас в двадцатке.

Перейдем к турниру на приз министра обороны, Russia Open. Думаю, не раз тебе этот вопрос задали: почему ты выбрал пирамиду, а не пул?

В России я играю в русский бильярд.

То есть вообще без шансов увидеть тебя здесь играющим в пул?

Шансы есть. Но пока больше народу приходит посмотреть на русский, и для нас в России это намного серьезней бильярд, в том числе и по аудитории. Для меня это означает больше рекламы. И на пирамиду можно сразу переключиться. У меня уже на следующий день после прилета из США был турнир в Челябинске, а до этого я три месяца к русскому столу не подходил. У меня и кия-то своего для русского сейчас под рукой не оказалось: взял чью-то палку за 50 долларов, еще одну попробовал похожую — ну ей и выиграл.

Да, я помню, ты говорил, что твоей палкой Ефремова, которая сразу для пула и для русского, в пирамиду неудобно играть.

Да, но в пул я ей играю.

А Фабио Петрони номер отколол, купил себе запильную палку — как раз ефремовскую вроде.

Да, это я его навел. Вроде он доволен. Отыграл ей весь второй день турнира, в «олимпийку», правда, не попал. Просто к этому кию долго привыкать надо — месяца два минимум. А потом и пуловский ты так просто не возьмешь обратно. Очень уж велика разница: длиннее, жестче, больше длина удара, разбой сильнее.

Касательно пирамидного дивизиона Кубка: как думаешь, почему никто из грандов и до полуфинала не добрался? Каныбек, Винокур, Анищенко... Вышли-то люди не сильно известные — Костюковец тот же самый, Кузьмин.

Все они ошибаются, не могут играть как я. А мне удавались фантастические выхода, я вытягивал матчи... Но в «Американку» в таким разбоем вообще очень сложно играть: один-два раза промахнулся — и можешь быть наказан очень жестко. А тут еще и сетка до одного поражения.

А я очень хорошо весь турнир играл. Самый сложный матч был с Багировым, потому что поставили на ужасный стол, и у меня раз шесть-семь застрял шар. Играли мы за выход в 16 или в восьмерку. И счет был 4-3 в мою пользу по партиям и что-то вроде 6-7 по шарам. Встала совершенно петлевая позиция — ни отыграться, ничего. И я в этой ситуации забил сумасшедшего чужого, вероятность, наверное, не больше процента. С ума сошел.

А остальные матчи в основном уверенно отыграл, часто собирал партии с кия. Очень почетно, считаю, выиграть: и приз больше, чем на чемпионате мира, и представлены были все сильнейшие игроки.

Ты ведь вообще сторонник игр, которые только битком играются.

Да, вот в декабре по каналу «Спорт» должны будут транслировать турнир — та же «длинная пирамида» до нескольких десятков очков, но при этом игра идет «вокруг битка». Нравится мне как идея и «Невская пирамида». Достаточно приличная игра. Ярославская — очень хорошая игра, но не телевизионная, есть там свои нюансы. Очень длинная. Их, конечно, надо показывать, чтобы люди знали, какие игры на русском столе вообще существуют, но нужен свой формат.

На Филиппины не собираешься, на чемпионат мира?

Не, к IPT буду готовиться. Сукно на свой стол тамошнее поставил, буду тренироваться. Потом полечу в Нью-Йорк адаптироваться. Ну и попутно тут буду в русский играть.

А про пуловский турнир что скажешь, в котором Руслан Чинахов выиграл?

Сделано было все, чтобы победил не сильнейший, а тот, кому повезет больше — с такими-то лузами... Чинахов играть умеет, не вопрос. Если встает позиция с разбоя — такие лузы позволяют очень вольно играть. На таких лузах и до 10 побед любой может любого обыграть. Если бы встали на Diamond играть с его строгими лузами — Бустаманте там было бы намного сложней обыграть. А в такой ситуации ему тяжелей было. На строгих столах пришлось бы выигрывать не за счет кладки, а головой.

Если уж на IPT думают о том, чтобы заузить на сантиметр — и, я уверен, будет все прекрасно... А тут такие лоханки. Чем уже лузы — тем лучше для профессионалов.

Как-то мы (Михаил) с Володей поспорили, где больше фактор удачи: в русском или в пуле при нынешних условиях. Рассуди нас.

Думаю, сейчас — одинаково высокий и там и там. Но это от игр зависит — «Американка» и «Девятка», короткие сеты... Играли бы «В одну лузу» и в «Московскую» — другой бы был разговор. На короткой дистанции фактор удачи крайне важен.


Propool.ru

суббота, 30 июня 2007 г.

Игрок

В этом году между Евгением Сталевым и крупной национальной компанией был заключен первый профессиональный контракт в спортивном бильярде. Неудивительно, что именно Евгений удостоился такого внимания, несмотря на то, что так и не участвовал в чемпионатах, носящих статус официальных. На других же турнирах Сталев-младший по-прежнему доказывает своими победами, что он — лучший.


У вас скоро день рождения. Как вы будете его праздновать? Какие подарки ждете?

Честно говоря, даже не думал об этом. Насчет подарков тоже — не знаю. Уверен лишь в том, что 20 мая, на следующее утро после дня рождения, я уезжаю во Флориду, где будет проходить первый в истории Чемпионат Мира по Десятке. Планируется, что в чемпионате примут участие 96 игроков. А до Штатов съезжу в Астрахань на турнир по русскому бильярду, где будут участвовать 20 игроков, и я попробую в очередной раз всех обыграть.

Вам исполняется 28 лет. Есть ли что-то в вашей жизни, о чем вы жалеете, о чем-то сделанном или, наоборот, несделанном?

У каждого, наверное, что-то подобное в жизни есть. Я жалею о том, что мало времени посвящаю воспитанию дочки.

Полгода назад мы с вами уже делали интервью для нашего журнала. Что изменилось в вашей бильярдной жизни за прошедшее время?

Если подводить суммарный итог, то, в общем-то, ничего не изменилось. IPT так и не выплатила игрокам деньги. Жаль, что такая организация приостановила свою работу.

Вы участвовали в турнире в Чечне. Не страшно было в Грозном?

Нас хорошо встретили. Сам Рамзан Кадыров, не будучи еще тогда президентом, поприветствовал нас. Он внимательно смотрел весь турнир. В целом, все было нормально. Охраняли нас как надо, турнир прошел удачно, и я его выиграл.

Какие достижения планируете в ближайшем времени?

После завершения покерной карьеры начну больше тренироваться. Покер отнимает слишком много времени, что не приносит пользы бильярду. Для себя я сделал вывод, что мое увлечение покером — случайность, все-таки это слишком непредсказуемая, фуксовая игра.

Слышала, вы и в покере успеха добились?

Да, я занял 3-е место в турнире, где участвовали 1,3 тыс. человек, со взносом $55. Я выиграл около $10 тыс. Это мой самый большой успех в покере, а так — я в проигрыше.

Евгений Геннадьевич, ваш отец, на вопрос о том, слушаетесь ли вы его, сказал: "Женька никогда меня не слушает!". Это правда?

Такого не может быть, я всегда прислушиваюсь к мнению отца. А если по 100 раз повторять одно и то же, то, наверное, я это услышу. Правильно?

Женя, скажите, а много курьезных историй в бильярде случается? Расскажите нам какую-нибудь...

Да, курьезы бывают. Например, в Таиланде я под открытым небом в трусах "чесал" в снукер, в который я играть не умею. В результате весь остров на деньги поставил, чтобы купить покушать. А они мне всех своих чемпионов приводили…

Неужели никто не смог вас обыграть?

Один выиграл. На этом мы и закончили. Еще, если это можно назвать курьезом, был такой случай. В пуле есть невезучий игрок по имени Джимми Вайт. Он шесть раз играл в финале Чемпионата Мира и ни разу не выиграл. Представляешь? Шесть раз!

Этот игрок уже умер?

Нет, он, по-моему, даже играет до сих пор, но выиграть ему сейчас будет еще тяжелее.

Поделитесь своими планами на жизнь.

Планы на жизнь… Найти любимую, чтобы она родила парочку сыновей, которых я бы учил играть на бильярде. Вообще, я планирую начать плотно тренироваться в пул. В Америке очень трудно добраться до финала любого крупного турнира (в Европе играть проще). Во-первых, потому что пул — это американская игра, во-вторых, там все участники — профессионалы, они живут бильярдом. Там очень тяжело обыгрывать, это я по своему опыту знаю. Чтобы играть лучше их, надо много тренироваться — закалять дух и укреплять нервы.

Где вы сейчас тренируетесь?

В "Русском бильярдном доме", клубе, который считаю одним из лучших во всем мире. Здесь лучшие столы, лучшая обстановка, лучший свет.

Потом, после лучших столов, не тяжело на других играть?

Тяжело, но я достаточно быстро адаптируюсь к любому оборудованию. Многое зависит от вида игры и, конечно же, от призового фонда. Хорошая мотивация поднимает способности игрока на ступень выше, к игре подходишь ответственнее. Но есть игроки, которые боятся "куша", и чем реальнее выиграть призовые, тем ниже уровень их игры.

Полгода назад, помнится, вы были недовольны уровнем призовых у нас в стране. Сейчас в этом плане есть изменения?

Изменения в лучшую сторону есть, но все же небольшие. Пока еще спонсоры не так воспринимают бильярд, как хотелось бы. Да и обычные люди не все в этой игре понимают, нет массовости. Человеку надо посмотреть эту игру несколько раз, самому попробовать взять в руки кий, чтобы понять всю прелесть бильярда.

Были удивлены, увидев вас в числе сборной команды России в составе ФБСР. Вы вновь будете играть на официальных турнирах?

Не знаю, о какой федерации идет речь. Я знаю только одну федерацию — Федерацию русского бильярда, за которую я и играю, в чьих турнирах участвую. Другая федерация, ФБСР — для любителей. Эта структура еще не перешла на профессиональный уровень ни по призовым, ни по качеству организации турниров, ни по взаимодействию со СМИ.

Видела ваш новый сайт www.e-stalev.ru . А что случилось со старым?

Старый был просто утерян.

На вопросы фанатов с сайта вы отвечаете сами?

Да, я сам всем отвечаю, а если кому-то еще не ответил, значит, отвечу в ближайшее время.


Валентина Борисова, журнал "Бильярд-спорт"

пятница, 8 июня 2007 г.

Биография

Сталев Евгений Евгеньевич родился 19 мая 1979 года в городе Лыткарино, Московской области, в семье рабочего Сталева Евгения Геннадьевича. С самого раннего детсва отец старался прививать детям любовь не только к родителям, но и к спорту. В возрасте 4 лет Женя мог спокойно пробегать вудовольствие с отцом, а иногда и без 5-10 километров по лесу. На протяжении всей своей жизни Евгений старался сначала походить на своего старшего брата. Максим родился на 4 года раньше.

Но впоследствии подражание переросло с подачи отца в здоровую конкуренцию. Чем бы дети не занимались, Женя всегда старался во всём догнать и обогнать своего брата. Отец подбирал им специальныекомпьютерные игры, развивающие в детях стремление во чтобы то ни стало пройти их до конца и от этого получить удовольствие. В 1988 году в городе Лыткарино появился бильярдный стол в спорт комплексе «Кристал».

С разрешения руководства отец Евгения, игравший в городской баскетбольной команде, после тренировок и бани приходил просто постучать по шарам. Это его очень увлекало, и он иногда брал сыновей с собой. Старший сын уже мог немного играть, а Женя был очень маленький ростом и папа сажал его в нишу проделанную на возвышении. Откуда он и
наблюдал за игрой брата или отца. Через два года отец решил открыть в городе Лыткарино свою бильярдную комнату. Купил три деревянных трёхметровых стола для бильярда. И в помещении, где была раздевалка детского катка, впервые в городе появился его величество Бильярд!

К этому времени Женя значительно подрос, и после школы они с братом все свободное время проводили в бильярдной. С помощью отца была создана первая федерация бильярда Московской области. Проводились соревнования на первенство Московской области в самом городе Лыткарино, а также в других городах Московской области. Семейной команде не было равных в области, но это не давало покоя отцу семейства.

Он сам стал ездить в Московский клубы, играть с известными игроками, наблюдать за их игрой. Невозможно было себе представить, как можно было спокойно подойти в то время к самым известным игрокам и получить какую-либо консультацию. Но всё-таки нашлись достаточно приличные люди, которые от чистого сердца, увидев игру братьев Сталевых, сначала привели в секцию Максима, а спустя некоторое время привели и Евгения. После того, как открылся клуб «русская пирамида» отцу пришлось уволиться с работы, чтобы перейти работать маркёром в клуб.

С этого времени у детей появилась возможность бесплатно тренироваться, в то время на самых лучших столах СССР. Первые успехи воодушивили семью и на семейном совете было решено полность отдаться бильярдному спорту. В 1991 году в Ленинграде впервые проводился Чемпионат Европы по пулу. Никто из наших, даже известных игроков не знал об этой игре практически ничего. Годом позже в Санкт-Петербурге проходит открытый кубок по пулу "9" среди стран СНГ. За выход в финал этого турнира Евгений обыгрывает сильнейшего игрока СССР - Юрия Соснина, а старший брат Максим в свою очередь побеждает легендарнейшего игрока - Ашота Потикяна.Финал со счетом 11:8 выигрывает Евгений и становиться самым молодым пулистом-профессионалом на всем постсоветском пространстве.

До этого чемпионата братья тренировались только в русский бильярд. Никто в СССР не понимал всей прелести игры в пул. Отец на свой страх и риск решил переключить всё своё внимание на американский пул. В силу возраста и особенностей организма отцу не поддавалась эта заморская игра, в отличие от его детей. И наблюдая за результатами, ему пришлось полностью переключить внимание на тренировки детей в пул. Ввиду того,
что американский пул в СССР, а в последствии России, не был развит, никакие чемпионаты не проходили в течении многих лет.

Вопреки всем прогнозам специалистов не веривших в звезду Сталевых, они за свои кровные деньги поехали «защищать» Родину в Прагу (Чехословакия). Результат Евгения был не очень хорошим,а вот напротив - Максим всех удивил войдя в лучшие 16 игроков на том Евротуре! В 1995 году Женя стал чемпионом Польши. На такой высокой волне начались
плодотворные тренировки, по просьбе руководства Федерации ребята успешно играли и в русский бильярд. Старший брат Максим становился чемпионом России по русскому бильярду в 1994-1995 годах.

В 1996 году чемпионом Польши опять стал Женя. При этом на протяжении месяца в Польши они с братом выигрывали пять турниров. С 1995 года Женя начинает выступать на различных чемпионатах России и Мира по русскому бильярду и весьма успешно. 1995 год, Москва, «Американка» - в финале Женя проигрывает своему старшему брату Максиму. В этом же году в Москве по версии Международной Ассоциации Лузного Бильярда по
пирамиде и каролине Евгений становится чемпионом мира по «русской пирамиде».

В конце того же года в городе Краснодаре проводился матч за звание Абсолютно Чемпиона Мира по русскому бильярду (троеборье). 1 место: Евгений Сталев, 2 место: Гиви Амфидиади, 3 мсто: Эдуард Галиянц. В следующем 1996 Женя выигрывает чемпионат России по «русской
пирамиде», второе место на чемпионате МАЛБПК, матч за звание Абсолютного Чемпиона России (троеборье) в Москве. Матч за звание абсолютного чемпиона Мира по русскому бильярду. В 1997 году опять становится чемпионом Польши.

До этого времени по пулу в России не проводится соревнования потому что для братьев Сталевых не было конкуренции. В этом же году Женя проигрывает в финале Чемпионата России по «американке» Виктору Кириленко из Уфы.

Далее победы:

1 место Чемпионат Мира в Киеве по «московской пирамиде»
1 место на Открытом Чемпионате по «троеборью». В финале два брата.
В 1998 году Евгений выигрывает все три Чемпионата Мира по всем видам русского бильярда и получает звание Абсолютного Чемпиона Мира.

На протяжении этого времени Женя становился победителем во многих неофициальных турнирах: «Белые ночи» (Санкт-Петербург, 1996); «Турнир на кубок губернатора Кемеровской области» (2000); «Турнир сильнейших игроков ФБСР» (Самара, 1997). В этом же году проводится Чемпионат Мира среди клубных команд, в этом турнире участвует команда из трёх человек – все трое Сталевы, команда становится чемпионом Мира.

1997 г. Братья выигрывают квалифи на чемпионат мира в Чикаго (США) и отправляются на месяц в тур по США. На протяжении этой месячной поезки Сталевы приняли участие в десятке открытых турниров. Играли с такими мировыми звездами как Ким Давенпорт, Рид Пирс, Джимми Ветч, Варрен Киамко, Дрордж Сан Суси, Кори Дьюэль, Леонардо Андам.

В 1998 году Евгений выигрывает Евротур в Испании по пулу – это была сенсация. В один день Евгений обыгрывает одного за другим: Оливера Ортманна, Ральфа Суке, Томаса Енгерта, Самуеля Клеманна - все неоднократные чемпионы Европы! Этому предшествовала месячная поездка на стажировку в США, после чего был сделан гигантский скачок в развитии американского пула в России. Люди поняли – не всё ещё потеряно и можно бороться с американцами в их родной бильярд. 1999 г. Сталевы завоевав право(по итогам Евротуров) защищают Россию на чемпионате мира в Кардиффе (Англия), где Евгению удается войти в 16 лучших игроков на всей планете.

Tекст: Евгений Сталев (старший)